Главная » Статьи » Испанский язык

"Живые" башин на празднике Св. Фёклы в Таррагоне. Формы и употребление времени Preterito Indefinido
Святая Фёкла в Таррагоне

Один из праздников испанского, а точнее, каталонского, города Таррагоны (Tarragona) посвящен Святой Фёкле (Santa Tecla) – покровительнице города (patrona de la ciudad). Этот день, 23 сентября, является главным для таррагонцев (tarraconenses) с 1901 года. Обычно его начинают отмечать за неделю, и во время этих праздничных дней гуляют, танцуют, пьют мамадету (mamadeta) – традиционный праздничный напиток из зелёного шартрёза, жёлтого шартрёза и лимонного колотого льда.

Легенда о Св. Фёкле

В 48 году нашей эры, в малоазиатском городе Икониуме (Iconio) Апостол Павел проповедовал в одном доме, напротив которого жила Фёкла, девушка из богатой семьи. Она была уже обручена с Фамиридом (Tamiris), но ей так понравилась проповедь Св. Павла (San Pablo), что она решила паломничать вместе с апостолом. Её суженый обвинил апостола Павла в колдовстве, и святого посадили. Фёкла же раздала свои драгоценности бедным, а также с помощью своего богатства подкупила стражников и освободила Св. Павла.

С тех пор они путешествовали и проповедовали (predicar) вместе и, среди прочего, посетили Таррагону. Затем святая одна продолжила свою миссию в Селеквии (Seleucia). Преследуемая врагами христиан, она была посажена в тюрьму и подвергнута ужасным пыткам (torturas), которые на неё не подействовали. Например, Фёклу посадили в яму с ядовитыми рептилиями, но те её не тронули. Её привязали к двум волам, чтобы они её разорвали на части, но те потеряли силу. Её посадили на костер, чтобы сжечь заживо, но огонь перекинулся на палачей и сжёг их вместо Фёклы. Наконец, её бросили львам, а те зализали её раны и вылечили их. Поэтому Фёклу считают «Первомученицей» (protomártir).

После всех этих пыток Фёклу отпустили на свободу, и святая жила в пещере как отшельница, где молилась до старости. Но её враги не успокоились: к ней отправили солдат, чтобы те изнасиловали её. Святая взмолилась, чтобы её оградили от такого позора, и пещера рухнула, оставив только её руку (brazo) на поверхности. Говорят, что последователи и ученики Фёклы забрали эту руку и отвезли её в Армению (Armenia). Оттуда руку перевезли в Испанию, где в 1321 году Таррагона торжественно приняла её и теперь хранит в соборе, постороенном в честь святой.

В шутку Св. Фёклу (Tecla) называют в Испании ещё покровительницей компьютеров, так как la tecla на испанском означает «клавиша» (на клавиатуре).

Башни из людей

estructuraИменно в Таррагоне зародилась знаменитая каталонская традиция «человеческих замков» (castillos humanos) или кастелей (т.к. на каталонском они называются castells). Занимаются они этим делом с XVIII века (по крайней мере, упоминаний раньше не было).

Структура этого сооружения из живых людей такова: нижняя основа назвается la piña (дословно «шишка») – так сказать, фундамент, на котором держится всё остальное. Основная часть «замка» – это el tronco (дословно «ствол»), который может состоять из нескольких «этажей» (pisos). Самый последний уровень – два человека, называемые dosos, затем acotxador (самый маленький участник) и наконец – anxaneta. Последний должен поставить обе ноги на вершине и поднять одну руку. Тогда считается, что «замок» построен.

Тех, кто поддерживает основу сооружения, называют manilles folre - для поддержки третьего уровня башни и manilla - для поддержки четвертого уровня.

Существуют клубы кастельеров, которые специально тренируются, чтобы из года в год на праздниках выполнять этот «трюк». Эти группы называются collas (colles) или peñas. Среди самых известных: Xiquets de Valls, Minyons de Terrassa, Castellers de Vilafranca, Xiquets de Tarragona. В каждой такой команде, помимо самих кастельеров (castellers), обязательно есть cap de colla (ответственный за строительство, бригадир и тренер, так сказать, который определяет программу) и cap de pinyes (ещё один тренер, ответственный за построение «фундамента», он же тренирует самых маленьких,).

castillo humanoФорма кастельеров, как правило, состоит из белых брюк (pantalón blanco), широкого черного пояса (faja), банданы (pañuelo) и рубашки (camisa del grupo), цвет и эмблема которой указывают на принадлежность к определенному клубу кастельеров. Пояс служит для двух целей: поддержки спины и для более удобного подъема и спуска товарищей. Для детей, забирающихся на самый верх башни, теперь обязателен защитный шлем (casco).

Различают несколько видов «замков из людей»:

    * колонны (pilars) – из одного человека на уровне;
    * башни (torres) – из двух людей на каждом уровне;
    * простые замки из 3-4 человек на уровне, а также «сложные» (compuestas) из 6, 7 или 9 человек, которые состоят из нескольких простых.

Что касается названий, то, например, «3 de 9» означает, что кастель состоиз из 9 уровней, на каждом из которых по 3 человека. Самые высокие сооружения достигают 10 уровней (но такое случается редко).

Каждая группа кастильерщиков имеет свой оркестр из ударных (timbales) и духовых (grallas) инструментов. Они играют в начале построения замка, меняют мелодию в момент завершения и во время спуска.

Такие кастели строят на главные праздники в Каталонии, не только во время Св. Фёклы. Но если говорить об этом празднике, то башни строят в первое воскресенье праздничной недели, непосредственно 23 сентября, а также 24 сентября – в день Св. Девы Мерсед (día de la Virgen de la Merced). В этот же день можно наблюдать pilar andante – «идущую» колонну из 4 «этажей». Её строят у здания собора в Таррагоне, потом она должна подняться по ступенькам вверх, спуститься вниз и дойти  по улицам города до здания мэрии, не упав. Каждая команда кастельеров строит свою колонну и они идут в порядке старшинства клубов (начинают Xiquets de Tarragona как самые «старшие» – они основаны в 1970 году). На этот путь, примерно 500 метров, уходит 10-15 минут. Затем, с балкона здания мэрии спускают чёрный пояс, за который поднимают малыша с вершины «колонны» на балкон.

Народное шествие (Cortejo Popular или Seguici)

Эта праздничная процессия состоит из следующих элементов:

Интермедии (entremeses):

    * «танец чертей» – San Miguel y los Diablos el Baile de los Diablos (открывает шествие и символизирует борбу добра (архангела Св. Михаила) и зла (чертей))
    * «гиганты» –  gigantes (представлены три вида гигантов: чёрные (negritos), мавры (moros) и старики (viejos))
    * «турки и лошадки» – turcos y caballitos (отражают борьбу между турками и христианами в середине Средневековья)
    * «старые куклы» – nanot vells или cabezudos viejos (изображают персонажей Таррагоны 19 века в таком порядке: Капитан, Арлекин, Негры, Андалузцы, Крестьяне, Врач с женой и Знать)
    * «новые куклы» – nanots nous или cabezudos nuevos (изображают персонажей Таррагоны второй половины 20 века: район Серральо, Гимнастический клуб, кастельеры Xiquets)

Бестиарий (животный эпос):

    * дракон Св. Роке – dragón San Roque (с одной стороны, дракон символизирует зло, с другой – четыре основных элемента: воду, землю, огонь и воздух)
    * вол – buey (напоминает о том животном, которое грело Иисуса в яслях)
    * вибрия – vibria (у неё грудь и живот –  женщины, голова, клюв и лапы –  орла, хвост – дракона)
    * орёл – águila и лев – león (представляют город, являются символы чего-то выдающегося)
    * муласса – mulassa (осёл из яслей, где родился Иисус)
    * кукафера – cucafera (фантастическое существо, представитель зла)

Танцы:

    * «танец с палками» –  ball de bastons (paloteo) (имеет военный характер, в то же время символизирует деревенские танцы плодородия, палка – фаллический символ, оружие против зла)
    * «танец пастушков» –  baile de pastorcillos (напоминают о пастухах, которые пришли к новорожденному Иисусу)
    * «танец патуфе» –  baile de patufet (простой детский танец)
    * танец с гирляндами из цветов –  baile de los cercolets (отдает дань флоре и сбору винограда)
    *  «танец цыганок» –  baile de gitanas (связан с праздником дерева в мае, с плодородием)
    * «танец валенсийцев» – baile de valencianos
    * танец baile de cossis (так называют остроконечные колпаки, типичные для этого танца)

Аллегорические представления:

    * «мохиганга» – moixiganga (страдание, смерть и воскрешение Христа)
    * «7 смертных грехов» – siete pecados capitales (символическая игра)

Говорящие танцы (bailes hablados)

    * «танецСерралонга» –  baile de serrallonga (группы разбойников мифического персонажа 17 века Joan Sala, прозванногоSerrallonga)
    * «дамы и старики» –  damas y viejos (представляет старых мужей и их молодых жён: это народная сатира против властей)

Музыка:

    * magí de los timbales (барабанщик, объявляющий верхом на лошади о начале праздника)
    * bandas de música  (оркестры, так как многие номера шествия сопровождаются музыкой)

 
Категория: Испанский язык | Добавил: pankovdmit (01.10.2010)
Просмотров: 1487 | Комментарии: 7 | Теги: курсы испанского Донецк | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergHyday  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>металлозавод континент</a>

Имя *:
Email *:
Код *: